Спало эмбарго на публикацию обзоров Clair Obscur: Expedition 33 и СМИ тут же начали рассыпаться в комплиментах перед дебютной RPG от Sandfall Interactive. Игру называют выдающейся, динамичной и увлекательной. В ней присутствуют знакомые системы, однако разработчики сшили эти составляющие вместе довольно необычным образом. На выходе получился проект, который должен стать глотком свежего воздуха для жанра.
На момент написания заметки у Clair Obscur: Expedition 33 весьма приличные оценки от критиков. На Metacritic игра получила 92 балла — общая оценка PS5-версии сложилась из 43 рецензий. На агрегаторе OpenCritic у пошаговой RPG те же 92 балла (рекомендуют 96 % авторов).
К плюсам отнесли великолепную боевую систему, в которой объединены стратегические пошаговые сражения и механики в реальном времени. Благодаря грамотному соотношению рисков и вознаграждений каждая битва захватывает дух. Также критики похвалили дизайн уровней с достаточным количеством ответвлений и побочного контента, множество вариантов для «билдостроения», интересный сюжет и персонажей, а также общий визуальный стиль и отличный саундтрек.
Clair Obscur: Expedition 33 забрасывает вас в свой меланхоличный мир с освежающим недостатком контекста. Игра бесспорно относится к разряду фэнтези-RPG (с долей научной фантастики), но, к счастью, она не начинается с прокрутки текста с объяснением её вселенной. Сперва это может сбивать с толку, но в обмен вы получите фантастические первые несколько часов, во время которых вам быстро объясняют, что стоит на кону, предлагают несколько сражений и сразу же накидывают интересную тайну.
Из обзора Game Informer
Без минусов не обошлось, но их немного. Некоторым показалось, что игра слишком быстро знакомит геймера с системами и механиками, из-за чего может быть трудно их осваивать. Кроме того, встречаются жалобы на неравномерный темп повествования, неотполированный липсинк, не самый удобный дизайн меню и отсутствие мини-карты.
У производительности особых нареканий нет, за исключением редких подтормаживаний и возникающих из ниоткуда объектов.
Ниже мы собрали выводы из нескольких рецензий в рамках опубликованных обзоров.
TheGamer — 100/100
Я погрузился в Clair Obscur: Expedition 33 без полного понимания, чего ожидать. Кроме первого трейлера я почти ничего не смотрел, но знал, что это очень стильная RPG с занятными решениями в области пошаговых битв. В итоге я получил одну из самых ладно сделанных игр с приятной сложностью, которая ещё и даёт пищу для ума. <…> Дебют Sandfall Interactive получился триумфальным. Всё в Clair Obscur: Expedition 33 — это либо свежий перезапуск, чтобы успокоить душу традиционалиста, либо захватывающий, смелый прыжок на новую территорию. В результате вышло произведение искусства, которое затянуло меня и не отпускало.
Райан Томпсон-Бэмси (Ryan Thompson-Bamsey)
Game Informer — 90/100
Что мне больше всего понравилось в Clair Obscur: Expedition 33, так это то, насколько сильно она придерживается знакомого, хотя и редкого в настоящее время жанра (высокобюджетные, художественно выразительные пошаговые RPG). И тайтл делает это, не попадая ни в одну из ловушек жанра. Приключение не затянуто и вы не тратите на битвы больше времени, чем нужно. Мир, стиль и повествование в игре уникальны, но всё это вызывает во мне чувство ностальгии по игре из прошлого. Похоже, Sandfall Interactive удалось создать классическую RPG, которая состоит только их хороших деталей. Мне в каком-то смысле жаль, что моё приключение завершилось, но путешествие к Художнице останется со мной ещё на какое-то время.
Кайл Хиллиард (Kyle Hilliard)
GameSpot — 90/100
Если брать в расчёт причастных актёров, визуальное великолепие и масштаб всей игры, то действительно кажется, что Clair Obscur бьёт выше своего веса. Особенно учитывая сравнительно небольшой размер команды Sandfall. Это в высшей степени уверенный релиз, который переосмысляет знакомые механики более творчески. Бои в ней — это постоянное наслаждение. Продуманная стратегия и ответные действия в равной степени дарят острые ощущения. Дополняет всё это искренняя история общего горя и товарищества. Есть незначительные подводные камни вроде скудноватого исследования и некоторых проблем из разряда «качество жизни», но этих промахов недостаточно, чтобы существенно умалить игру со всеми задатками классической RPG.
Ричард Уэйклинг (Richard Wakeling)
Eurogamer — 80/100
Вне рамок основного, более мрачного сюжета Clair Obscur обладает замечательной нелепостью, которая в паре с выдающимся художественным стилем и уникальными боевыми механиками гарантирует, что игра будет выделяться. Это амбициозный, но впечатляющий дебют студии, который, несмотря на несколько причудливое повествование, вдумчиво изучает темы скорби и силы искусства. И хотя команда разработчиков решила сосредоточиться на определённых областях в ущерб другим, там, где у неё всё получается, игра действительно преуспевает. Clair Obscur может быть картиной с ограниченной цветовой палитрой, но результатом является смелая и яркая концепция.
Эд Найтингейл (Ed Nightingale)
Начать своё приключение в Clair Obscur: Expedition 33 получится с 24 апреля на ПК (Steam, Epic Games Store), PlayStation 5 и Xbox Series, включая Game Pass. К игре прикрутят русские субтитры.